Мой крест » Око за око и зуб за зуб
Апр
26

Око за око и зуб за зуб

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5:38-42)

 

В стихах 38-42 мы видим пятую иллюстрацию, с помощью которой наш Господь противопоставляет Свое толкование закона Моисеева извращенному толкованию книжников и фарисеев.

Первым делом мы должны исследовать цель данного повеления закона Моисеева.

 

Ветхозаветная заповедь «око за око и зуб за зуб» записана в Исход 21:24.

Моисей дал ее сынам Израиля, и для нас сейчас важно понять почему.

Здесь излагается тот же принцип, что и в заповедях о прелюбодеянии, разводе и клятве.

Главная цель повелений закона Моисеева — упорядочить поведение людей.

Конкретно в этом случае необходимо было обуздать гнев, насилие и желание отомстить.

Нет никакой необходимости доказывать, что подобные явления имеют место, потому что все мы, к сожалению, хорошо знакомы с ними.

Более того, все мы виновны в этом.

Если нам причиняют какой-либо ущерб, наша первая естественная реакция — отплатить тем же и даже причинить ущерб гораздо больший, чем нанесли нам

 

Так было раньше, так продолжается и сейчас.

Малейший конфликт — и потерпевший стремится отомстить, а иногда дело доходит даже до убийства.

Эта склонность к злобе, гневу и мести кроется в самой глубине человеческого сердца.

Клыки остры не только у хищников, но и у людей.

Посмотрим,  к примеру, на детей.

С самого раннего детства они испытывают желание отомстить обидчику, что является одним из  самых жутких и мерзких результатов грехопадения.

Та же самая тенденция имела место и среди сынов Израиля, и тому есть множество примеров в Ветхом Завете.

Итак, главной целью данной заповеди закона Моисеева было устранить полный хаос, царивший в данной области жизни

Это — великий фундаментальный принцип.

Бог, Который является Спасителем и Вождем, ведущим людей по этому пути, предусмотрел, каким образом они могут избавиться от оков и рабства греха, а так же установил определенный контроль над ним.

Бог любви есть Бог закона, и данный отрывок является одной из его иллюстраций.

В будущем Он уничтожит зло, грех и все его плоды.

Но сейчас Он контролирует их, устанавливая для них границы и пределы.

Отчетливо, эта Божья работа, видна в книге Иова, где даже дьявол не может сделать того, что ему запрещено.

Даже он пребывает под властью Бога.

И одним из проявлений этой верховной власти является Божий закон.

Он предусматривает соответствие наказания совершенному преступлению.

Итак, если человек выбивал глаз другому человеку, его запрещалось убивать за это — «око за око»!

Или если он выбивал кому-то зуб, то жертва имела право нанести ему такое же повреждение, но не больше.

Итак, наказание не должно было превышать преступление

Такова цель закона Моисеева.

Здесь мы видим принцип справедливости, а справедливость никогда не требует сверх меры.

Между совершенным преступлением и понесенным наказанием должно быть строгое соответствие.

Закон не обязывал людей в каждом случае выкалывать глаза или выбивать зубы своим обидчикам.

Он просто ставил цель предотвращать ужасную невоздержанность, мерзкое чувство мести, самосуд и в целом контролировать ситуацию.

Но, наверное, самое интересное в этой заповеди заключается в том, что она была дана не рядовым гражданам, а, скорее, судьям, которые официально несли ответственность за соблюдение закона сынами Израиля.

В Израиле функционировала судебная система.

И когда между людьми возникали конфликты, они должны были обращаться в соответствующие суды.

Именно эти судьи и должны были следить за тем, чтобы наказание соответствовало преступлению по принципу: око за око и зуб за зуб.

Этот закон был дан только судьям.

За соблюдением законности следят прокуратура, суды и другие соответствующие инстанции.

Это общий принцип.

То же самое касается и закона Моисеева.

Его основной целью было ввести элемент справедливости и порядка в общественные отношения и лишить людей права совершать самосуд над своими обидчиками.

Что же касается книжников и фарисеев, то, очевидно, они полностью игнорировали тот факт, что эта заповедь была дана только судьям.

Они сделали ее достоянием общественности.

Более того, они рассматривали ее в чисто законническом духе, т.е. как право, и даже обязанность наказывать обидчика по принципу: око за око и зуб за зуб.

По их мнению, данная заповедь как бы вынуждала людей мстить другим и не сдерживать своих греховных порывов.

Этот законнический подход всегда ставил на первое место права

Итак, фарисеи были ответственны в двух случаях.

Во-первых, они превратили предостережение в повеление.

Во-вторых, дали право мстить всем желающим, не понимая, что эта заповедь была адресована только определенным лицам, официально призванным следить за исполнением закона и порядка.

Вот на этом фоне мы и должны рассматривать учение нашего Господа, выраженное словами:

«…а Я говорю вам: не противься злому», и примеры, которые Он приводит.

Итак, мы подошли к теме, которая часто обсуждается и вызывает недоразумения, что иногда приводит к путанице и разногласиям.

 

Возможно, нет другого отрывка в Писании, который бы вызывал такие горячие споры, как это учение, повелевающее нам не противиться злу, быть милостивыми и прощать обидчиков.

 

Во-первых, мы никогда не должны рассматривать Нагорную проповедь как моральный кодекс или как свод универсальных правил.

Мы не должны воспринимать ее как некий закон, который пришел на смену ветхому закону Моисееву. Скорее, в ней идет речь о духе закона.

Итак, мы не должны, встретившись с какой-либо трудностью в жизни, тут же открывать Нагорную проповедь и искать в ней, как в справочнике, нужный пункт.

В Новом Завете такого вы не найдете.

Как трагично, что христиане, пребывающие под благодатью, стремятся оказаться под законом!

 

Во-вторых, все эти истины нельзя применять механически, как техническую инструкцию.

Скорее, речь идет о духе, а не о букве.

Мы вовсе не умаляем значение буквы, но мы должны, прежде всего, обращать внимание на дух.

 

В-третьих, если наше толкование делает истину смешной, значит, оно неверно.

Некоторые люди виновны и в этом.

 

В-четвертых, если наше толкование делает истину невозможной для применения, оно также неверно.

Кое-кто толкует некоторые отрывки Нагорной проповеди именно таким образом, и это толкование также ошибочно.

Истины Нагорной проповеди предназначаются для повседневного применения.

В-пятых, если наше толкование противоречит какой-либо другой библейской истине, то и оно неверно.

Писания должны соответствовать Писаниям.

В библейском учении не может быть противоречий.

 

Имея все это в виду, теперь посмотрим, чему же учит наш Господь.

Он говорит такие слова:

«А Я говорю вам: не противься злому»

Перед нами также выражение

«око за око и зуб за зуб»

 

Что же оно означает?

 

Сразу замечу, что его не следует понимать буквально.

Всегда находятся люди, которые заявляют:

«Вот что: Писание нужно понимать буквально. Если в Писании черным по белому написано: «Не противься злому», значит, так и надо поступать»

 

Я не стану сейчас подробно разбирать весь этот подход к библейскому толкованию.

Но не сложно было бы доказать, что, если мы будем ему неукоснительно следовать, это даст нам множество не просто нелепых, но и недопустимых толкований.

Однако в истории Церкви и христианской мысли встречались выдающиеся люди, которые настаивали на буквальном понимании этого утверждения.

И, наверное, самым влиятельным в этом отношении был великий русский писатель граф Толстой.

Он решительно заявлял, что эти слова Господа следует понимать так, как они записаны.

По его мнению, армия, полиция и даже судебные органы — все чуждо христианству.

Не должно противостоять злу, так как путь Христов — это непротивление злу, в какой бы форме оно ни выражалось.

Он говорит, что это утверждение имеет неограниченную сферу применения, и что оно не может быть истинным лишь в определенных особых условиях.

Ведь в нем сказано: «Не противься злому».

Но полиция противостоит злу, следовательно, ее не должно быть.

То же самое касается армии и различных судебных инстанций.

Преступление не должно быть наказуемо, ибо сказано: «Не противься злому».

Есть и другие, которые мыслили в этом же направлении, однако, в отличие от Толстого, не заходили так далеко.

Они соглашались, что без судебных инстанций не обойтись, но высказывались против армии, войн и смертной казни.

Они не признавали убиение ни в какой форме, будь то судебный приговор или что-либо иное.

Мы и сегодня сталкиваемся с этим учением в той или иной степени.

Лично я считаю, что для ясного понимания текста, нужно напомнить весь контекст отрывка и установить его связь с данными утверждениями.

Значение этого трудно переоценить.

Нагорную проповедь следует воспринимать в том порядке, в котором она была произнесена и предложена нам.

Мы начинаем не с повелений, а с блаженств, т.е. с фундаментальных определений, и только после этого движемся вперед.

Я предлагаю  увидеть всю важность такого подхода.

Но сначала нужно рассмотреть данный отрывок в целом.

 

Первый  принцип

 

Первый основной принцип заключается в том, что это учение предназначено не для государства и не для людей мира сего.

Более того, мы можем сказать, что это учение не имеет никакого отношения к человеку, который не является христианином.

Очень важно рассматривать Нагорную проповедь в правильном порядке.

 «Вот так вы должны жить», — как бы говорит Господь этим людям.

К кому Он обращается?

К людям, описание которых мы находим в блаженствах.

Первое, что Он сказал о них, это то, что они «нищи духом».

Другими словами, они прекрасно знают о своей полной непригодности.

Они признают тот факт, что являются беспомощными грешниками в очах Божьих.

Они оплакивают свою греховность.

Они уже осознали, что грех живет в них и оскверняет всю их жизнь.

Вот почему они плачут.

Они милостивы.

Их дух противоположен духу мира сего.

Они алчут и жаждут праведности и так далее.

Итак, эти конкретные повеления, которые перечисляет Господь, относятся только к христианам.

Не нужно останавливаться на этом.

Данное учение совершенно бесполезно для тех людей, у которых нет таких качеств.

Наш Господь никогда бы не потребовал от душевного человека, пораженного грехом, находящегося в рабстве у сатаны и обреченного на геенну огненную, жить такой жизнью.

Потому что он на это просто не способен.

Прежде чем человек сможем вести такой образ жизни, он должен стать новым творением, родиться свыше.

[ad#my_blok3]

Следовательно, предписывать это учение правительству или всему населению страны является, по меньшей мере, ересью, и я объясню почему.

Если мы требуем от человека, не возрожденного и не получившего Святого Духа, жить христианской жизнью, то этим самым мы утверждаем, что он может оправдать себя делами, а это явная ересь.

Этим утверждением, мы утверждаем, что человек своими усилиями и своим умом может дойти до святой жизни.

Но это явно противоречит Новому Завету.

Наш Господь раз и навсегда установил данный принцип в Своей беседе с Никодимом.

Никодим как бы спрашивал:

«Что я должен сделать, чтобы стать таким, как Ты?»

Наш Господь ему ответил примерно так:

«Мой друг! Не думай, что ты можешь это сделать сам. Ты ничего не можешь сделать. Тебе необходимо родиться свыше».

Следовательно, требовать христианского поведения от человека, который не рожден свыше, и тем более от правительства и всей страны — явное заблуждение.

Для мира сего, для государства и для любого нехристианина по-прежнему имеет силу закон, который гласит: «око за око и зуб за зуб».

Все неверующие люди по-прежнему находятся под законом, который обуздывает человека, поддерживает порядок и не допускает эксцессов.

Вот почему христианин должен соблюдать закон и порядок.

Вот почему он не должен бойкотировать свои гражданские обязанности.

Он знает, что «нет власти не от Бога», что нельзя допускать беззакония, что преступления и пороки должны быть наказаны, то есть — «око за око и зуб за зуб», правопорядок  и справедливость.

Другими словами, Новый Завет учит, что, до тех пор, пока человек не перейдет под благодать, он должен пребывать под законом. Именно в этом кроется причина всех современных недоразумений и проблем

Люди, не являющиеся христианами, бредут по жизни, как в тумане, не понимая сути учения Христа.

Они считают, что не стоит наказывать провинившегося ребенка, что не нужны ни закон, ни порядок, что люди станут милыми и хорошими только тогда, когда на земле восторжествует любовь.

Оглянитесь вокруг и вы увидите результаты всего этого!

Это чистой воды ересь.

Правило «око за око и зуб за зуб» должно действовать до тех пор, пока в человека не войдет Дух Христов.

И только потом от него можно ожидать чего-то большего.

 

Закон  выявляет зло и удерживает его в рамках. Это установил Сам Бог и для этого Он поставил власти

Данный принцип не имеет никакого отношения ни к государству, ни к так называемому христианскому пацифизму, ни к христианскому социализму и т. п.

Лев Толстой не понимал библейского учения, и в этом заключалась его трагедия.

В конце своей жизни, я думаю, он увидел всю несостоятельность своей теории, что и было, в общем неизбежно.

 

Принцип второй

 

Далее, это учение, относящееся исключительно к христианам, затрагивает их  личные, а не гражданские отношения.

Вот в чем загвоздка.

Мы все пребываем одновременно в двух сферах.

Я, к примеру, гражданин России  и состою в определенных отношениях с государством, правительством и другими общественными структурами.

Все это на своем месте.

Но при всем том я еще имею личные отношения со своими  детьми, с другими людьми, с друзьями, являюсь членом церкви и т.д.

Эти отношения принципиально отличаются от отношений между мною и  государством.

Учение нашего Господа регламентирует только личные взаимоотношения христиан.

Об их отношениях с государством в нем нет даже намека.

Речь идет лишь о реакции христиан на то зло, которое причиняется им лично.

Что же касается гражданских прав и обязанностей христиан, то и их Писание очерчивает довольно четко.

Если вас интересует этот вопрос, переключитесь с Нагорной проповеди на те главы, которые излагают его непосредственно, такие, как Римлянам 13 глава и 1 Петра 2 глава.

Так, если юноша желает знать, следует ли считать гражданским долгом службу в армии, он не найдет ответа в Нагорной проповеди.

Его нужно поискать в других местах Писания.

Нагорная же проповедь описывает лишь его личные отношения.

И, тем не менее, как часто цитируют этот отрывок, когда речь идет о гражданском долге человека.

Гражданский долг тут совершенно ни при чем.

 

Третий принцип

 

Следующий, третий принцип, заключается в том, что это учение не рассматривает вопрос убиения, лишения жизни каким бы то ни было образом, будь то смертная казнь, убийство на войне или что-либо иное.

Господь говорит о личном отношении христиан к тому, что с ними происходит.

По большому счету, конечно, Его учение связано с общей заповедью: «Не убивай», но не этот принцип сейчас выносится Господом на первый план.

Следовательно, толковать данный отрывок в узком смысле, как призыв к пацифизму, — значит, сводить это великое и славное христианское учение к законничеству.

Те же, кто полагает этот отрывок в основу своих пацифистских взглядов, – я не говорю сейчас о том, хорош пацифизм или плох, — виновны в ереси.

Они впали в законническое  заблуждение фарисеев и книжников, и предлагаемое ими толкование в корне ошибочно.

 

Чему же здесь учит наш Господь?

 

Без сомнения, здесь заложен один важный принцип.

 

Это принцип отношения человека к самому себе

 

Мы могли бы обсуждать поведение христианина в контексте государства, войны и так далее.

Но это слишком упрощенный подход.

Наш Господь призывает нас посмотреть на самих себя.

Говорить о пацифизме гораздо легче, чем видеть себя в свете истинного учения Христа.

Что я имею в виду?

Я утверждаю, что ключом к пониманию данной истины является ст. 42:

«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»

Вот что главное.

Читая этот стих, у многих складывается впечатление, что он вообще не должен здесь находиться.

Выше читаем:

«Вы слышали, что сказано: „око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому»

В нашем сознании возникают картины войны, убийства и смертной казни.

Но далее неожиданно Он говорит:

«Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»

И далее неожиданно:

«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»

У нас сразу же возникает вопрос:

А какое отношение имеет тема займа к теме войны и убийства?

Откуда она вообще здесь взялась?

Именно это  является ключом к пониманию принципов, которые здесь излагает наш Господь

Он все время подразумевает тему нашего «я» и нашего отношения к самому себе.

Он говорит, что, если мы действительно являемся христианами, мы должны умертвить в себе свое «я».

Здесь речь идет не о том, можно ли верующему служить в армии, а о том, что мы думаем о себе, как мы относимся к себе.

Это духовное учение действует следующим образом:

 

Во-первых, я должен правильно относиться к самому себе и верно понимать вопрос самообороны, который немедленно возникает при появлении угрозы нападения.

Во-вторых, я также должен правильно реагировать на желание отомстить, которое так характерно для неверующего человека.

В-третьих, речь идет об отношении моего «я» к несправедливости, жертвой которой я становлюсь, и к тем обязанностям, которые возлагает на меня общество или государство.

В-четвертых, речь идет об отношении моего «я» к личному имуществу.

 

Итак, здесь наш Господь вскрывает то ужасное явление, которое управляет неверующим человеком — эгоизм

 

Это то ужасное наследие, которое человек получил с момента грехопадения и которое вынуждает его прославлять самого себя и делать из себя бога.

Человек защищает свое «я» изо всех своих сил и делает это самыми разными способами.

Причем не только тогда, когда на него нападают или когда у него что-либо отбирают.

Он переносит любовь к своему «я» даже на свое имущество, на деньги.

Если кто-либо захочет занять у него денег, он думает:

«Почему я должен лишать себя этих благ и обеднять себя?»

 

Итак, мы видим — принцип нашего «я» все время в действии

Если мы поймем это, мы не увидим никаких противоречий между ст. 42 и другими стихами данного отрывка.

Это не только продолжение, но и существенная часть этого учения.

Трагедия книжников и фарисеев заключалась в том, что они толковали слова «око за око и зуб за зуб» в чисто законническом смысле, с чисто физической и материальной позиции.

Но то же самое мы наблюдаем и сегодня.

Люди, почему то сводят это замечательное учение только к вопросу о смертной казни или к вопросу о том, можно ли христианину воевать.

«Нет, — как бы говорит Христос, — здесь речь идет о духовном явлении, о вашем отношении к самим себе, и Я бы очень хотел, чтобы вы, если вы действительно Мои ученики, умерли для своего “я”».

Другими словами, Он говорит:

«если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (всех своих прав и всего того, что принадлежит тебе), и возьми крест свой, и следуй за Мною».

 

С уважением Андрей

Источник: Мартин Ллойд Джонс

 

 

Похожие статьи

Оставить комментарий

Пожертвование

На развитие сайта

Подпишись на RSS
Подпишись на Email:
Delivered by FeedBurner
Этот домен продается здесь: telderi.ru, и еще много других