Мой крест » Верящие в Библию скептики
Май
28

Верящие в Библию скептики

 

“Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.” (2Тим. 4:2-4)

Верящие в Библию скептики Несколько лет тому назад я имел честь проповедовать в Украине, в центральной баптистской церкви города Киева. Это было одно из самых волнующих переживаний в моей жизни. Маленькое здание было битком набито сотнями людей, сидящих и стоящих от стены до стены. Много людей скопилось на веранде, слушая через открытые окна сухой корм для кошек. Еще больше находилось во дворе, стараясь увидеть проповедника и слушая через установленные во дворе громкоговорители.

Всё служение люди слушали с благоговением, смирением и молитвенным настроем. Хористы, одетые в обычную одежду, спели несколько хвалебных гимнов.

Большинство людей, даже внутри, были одеты по причине холода. Собрание пело псалмы наизусть, без сборников. К небу возносились горячие молитвы о погибающих грешниках.

Пресвитер попросил меня сказать третью проповедь в то воскресное утро (третья — обычно основная) и затем призвать людей, желающих покаяться и последовать за Христом, выйти вперед, к кафедре (все христиане используют термин «покаяние», определяя спасение человека).

Когда я закончил проповедь на тему о достаточности Священного Писания на 18-й Псалом, прошло уже два часа служения, и я просто пригласил желающих покаяться в своих грехах и последовать в вере за Иисусом Христом выйти вперед к кафедре.

Люди сразу же начали выходить. Большинство из них были в слезах. Толпа посторонилась, чтобы они могли пройти. Когда кающиеся проходили, многие подбадривали их, обнимая и пожимая им руки. В зале был слышен внятный звук полных слез молитв.

Спустя полтора часа покаялся последний человек и в последний раз спели гимн.

Там не было ни принуждения, ни действующей на эмоции музыки, ни манипулирования, ни подталкиваний — просто спокойное ожидание, пока люди выходили вперед. Самым теплым переживанием из всего происходившего был момент, когда кающиеся проходили вперед, им говорили преклонить колени на виду всей церкви и пресвитеров, к их устам подносился микрофон и их просили вслух каяться в своих грехах и исповедать Иисуса Христа Господом, чтобы все могли слышать. В смирении, сокрушенные духом, жаждущие спасения и без чувства застенчивости вследствие действия Духа, они публично поворачивались от греха, чтобы следовать за Господом Иисусом Христом.

И всё это сопровождалось радостью и слезами. Люди обнимали тех, кто становился частью Тела Христова. Служение закончилось, когда молодая девушка рассказала наизусть стихотворение и трое детей спели песню о любви к Иисусу. Там не было развлекательных программ, искусных приемов, попыток сделать спасение более легким, стремления манипулировать толпой, несерьёзных спектаклей — там просто проповедовалось Божье Слово (три проповеди) и люди молились, чтобы действовала сила Слова. Мне казалось, я присутствовал в первоапостольской церкви из Книги Деяний! Мне не хотелось оттуда уходить!

Слово произвело своё действие, и я ещё раз понял, почему сатана делает все, что может, чтобы удалить всесильное Слово Божье из жизни церкви.

И именно потому, что Библия так всесильна, у неё всегда были враги. Неверующие бросают вызов её правдивости. Скептики подвергают сомнению её точность. Ревизионисты нравственности унижают её повеления. Религиозные либералы оспаривают её сверхъестественный характер. Лжеучения извращают её смысл. Но самым угрожающе эффективным нападением на Слово Божье может стать коварное нападение, поощряемое в основном теми, которые называют себя верующими, но сомневаются в абсолютной достаточности Писания.

Современное христианство обмануто и ослаблено разрушительным отсутствием уверенности в Слове Божьем. Я не говорю о том, дал ли нам Бог непогрешимую Библию, потому что это однозначно. И подавляющее большинство евангельских верующих принимают это без вопросов. Но многие, кто никогда бы не подвергнул сомнению подлинность Библии как Слова Божьего и не высказал бы недоверия к её обязательному авторитету как путеводителю к праведной жизни, тем не менее, согласились с мнением, что Писание просто не содержит всего, что необходимо для успешного служения в этот сложный и развращенный век.

Поэтому они обращаются к людям-экспертам в области психологии, предпринимательства, руководства, политики, развлечений или чего-либо другого, что, как они считают, может дать рецепт успеха, отсутствующий в Писании.

Этот взгляд отрицает славную истину стихов, процитированных мною в начале данной главы. Большинство христиан знакомы со 2 Тим. 3:16 — ключевым текстом о богодухновенности: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Здесь Писание утверждает, что оно является дыханием Самого Бога (по-гречески теопнеустос). Но не упустите следующий стих. Он говорит нам, что Библия способна приготовить верующих ко всякому доброму делу. Так как Писание связывает эти два утверждения в одно, то оно полностью богодухновенно и достаточно.

Более глубокое исследование этого важного текста показывает, что фраза «Божий человек» — это специальный термин, часто используемый в Ветхом Завете, когда речь идет о пророках или проповедниках — Божьих глашатаях. Павел говорит, что Тимофей, бывший именно таким «Божьим человеком» и призванный стать совершенно готовым ко всякому доброму делу, должен был найти свою полную достаточность в Слове Божьем.

Кроме того, обязанностью Тимофея было и обязанностью всех проповедников является научение, обличение, исправление, наставление в праведности — и всё это можно достигнуть только посредством применения вседостаточного, богодухновенного Писания.

Эти два стиха ясно говорят нам, что Божий человек должен быть посвящен Слову Божьему.

Путь к бедствию

Как-то на пасторской конференции один человек спросил меня: «В чём секрет силы и роста Церкви Благодати?» Я ответил: «В ясной и убедительной проповеди Слова Божьего». Я был потрясён, услышав его реакцию: «Нет, я уже это испробовал, но ничего не получилось. В чём настоящий секрет?» Я достаточно хорошо знал этого пастора, чтобы быть уверенным, что если бы его спросили, верит ли он в достаточность Писания, то он ответил бы «да».

Но его вера не проникла в его философию служения. Он считал, что для того, чтобы эффективно построить церковь, ему необходима какая-то хитроумная, затейливая стратегия или более современная методология. Этот пастор пытался восполнить вымышленные недостатки Слова Божьего. Вероятно, того не сознавая, он пришел к выводу, что сама Библия — недостаточный источник для служения, и искал чего-то ещё, чтобы заполнить брешь.

Другой христианский служитель был убежден в том, что в Америке никогда не будет духовного пробуждения, пока христиане не будут иметь подавляющее влияние в Конгрессе Соединённых Штатов. Он оставил пасторское служение и теперь содействует продвижению как можно большего числа христиан в Конгресс. Он полагает, что сможет достигнуть через политику того, чего не смог достичь проповедью Слова Божьего, хотя, наверняка, готов отдать жизнь за Слово Божье. Но по какой-то причине он не верит, что проповедь Слова людям может иметь такое влияние, как политическая акция.

Может ли политика достичь духовных результатов там, где не достигает их Библия? В дни Неемии именно Слово Божье произвело всеобщее пробуждение (Неем.8). Что, Писание стало менее эффективным теперь, чем тогда? Мой друг, несомненно, слово в слово подтвердил бы полный авторитет, могущество и достаточность Библии. Но на практике он уступил новаторам, считающим, что необходимо что-то ещё.

Я всё больше и больше вижу эту тенденцию в церквях, которые консервативны во всём остальном.

Пастора, к примеру, обращаются за помощью к учебникам по теории управления бизнесом. Они смотрят на президентов мирских корпораций как на образцы для подражания — как если бы достижения мирского бизнеса дали более полезные советы для созидания Царства Божьего, чем Священное Писание. Но мир бизнеса заинтересован в статусе и прибыли, а не в истине. К сожалению, церковь впитала в себя это искаженное восприятие приоритетов. Кажется, что принципы роста церквей, основанные на человеческой изобретательности, полностью овладели умами служителей. Часто они сведущи в современных теориях управления бизнесом более, чем в Библейском богословии. Но Писание говорит, что Господь прилагает спасаемых к церкви (Деян. 2:47), а не человек. Христос сказал, что Он создаст Свою церковь (Матф. 16:18).

Средства правильного роста церквей все сверхъестественны, потому что церковь есть сверхъестественный организм. Почему мы должны добавлять человеческую методологию к тому, что делает наш Господь, созидая церковь?

Я убеждён, что христиане, ищущие стратегий для своего служения вне страниц Писания, неизбежно, хотя и неумышленно, становятся противниками дела Христа. Нам не нужно копаться в проходящей мудрости этого мира, чтобы выбрать новые подходы или ответы для духовных вопросов. Надёжные ответы находятся только в Библии. Как мы увидели, это относится не только к области душепопечительства, но также к таким вопросам, как евангелизация, духовный рост, руководство церковью, и другим вопросам, необходимым для понимания христианами, если они желают иметь эффективное служение. Писание — единственный идеальный план для всякого истинного служения, и те, которые строят в соответствии с каким-либо иным планом, возводят строение, неприемлемое для Совершенного Архитектора.

Что ещё можно сказать?

Сбрасываю ли я со счетов все источники, кроме Библии, как абсолютно бесполезные? Нет ли полезных наработок и наблюдений социологов и психологов, которые можно использовать? Нет ли полезных принципов, которые служителя церкви могли бы перенять от экспертов по управлению мирским бизнесом? Нет ли приемов, которые пастора могли бы законно использовать на основании наблюдений опытных специалистов по принципам роста церкви? Нет ли чегонибудь такого, чему можно поучиться вне Библии, что могло бы стать полезным в церкви?

Полезным, возможно. Необходимым — нет. Всё, что необходимо, находится в Писании. Иначе, Бог лишил бы нас того, что нам необходимо, а это немыслимо. Человеческая изобретательность иногда пересекается с истиной. Даже поломанные часы два раза в день показывают правильное время. Но это низкое качество в сравнении с Писанием, которое истинно во всех своих утверждениях и достаточно для жизни и роста церкви.

Конечно, нет ничего плохого в том, что пастор читает мирские книги по вопросам взаимоотношений или управления, и использует полезные советы, которые он там находит. Но если он изучает это потому, что надеется найти там какую-то великую, незаменимую тайну, отсутствующую в Писании, о том, как лечить больные души или как руководить церковью, тогда у него просто слабое понимание достаточности Писания. Если пастор основывает своё служение на мирских советах, то он, вероятно, развивает небиблейский подход к евангелизации, душепопечительству и руководству церковью.

Подобным образом, пастор может законно изучать риторику, чтобы отточить свои навыки проповеди; или регент церкви — приемы более выразительного пения. Служителя, конечно же, могут находить полезные советы в таких областях. Но любой, кто считает, что лучший приём сможет добавить грамм силы к Библейской проповеди, имеет неполное понимание достаточности Слова Божьего.

Я встретил одного человека, оставившего регентское служение в своей церкви, чтобы заняться шоубизнесом. Он сказал мне: «Я понял одно: нельзя просто встать и провозглашать Евангелие. Нужно создать предпосылки. Нужно завоевать уважение людей.

Представьте, насколько сильнее будет проповедь, если я стану знаменитым, и буду использовать своё положение звезды для того, чтобы проповедовать Евангелие!» Я ответил, что проповедь нисколько не будет сильнее, чем сейчас, и что сила провозглашения Евангелия не имеет ничего общего с известностью говорящего.

Евангелие есть «сила Божья ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16). Что же говорила эта будущая суперзвезда? Он верит, что бедное Евангелие «будет хромать», пока мы не поднимем к нему доверие — и сделаем мы это при помощи человеческой славы, а не христианских добродетелей, при помощи приемов, а не силы Божьего Духа?

Как же существовала первоапостольская Церковь, не имея «специалистов», которые есть сегодня? Тем не менее, христиане потрясли мир (Деян. 17:6), и делали они это без свидетельств знаменитостей, без современных приёмов управления, без психотерапии, без средств массовой информации и без множества других орудий, которые церковь в настоящее время считает необходимыми. Всё, что у них было, это Слово Божье и сила Его Духа, но они знали, что этого достаточно.

Почему чистая, кроткая, посвященная церковь за Железным Занавесом, не имея маркетинговых стратегий Запада, была столь сильной большую часть этого столетия? Я боюсь, что на Западе церкви и служителя, бескомпромиссно держащиеся достаточности Библии, быстро уходят в прошлое. Джеймс Пакер давно писал об этих тенденциях: Посторонний наблюдатель видит нас мятущимися от одной новинки к другой и от одного фокуса к другому, не осознающими, как в тумане, где мы находимся и куда должны идти. Проповедь неясна; сознание помрачено; сердце встревожено; сомнения высасывают силу; неопределенность парализует действия… В отличие от первых христиан, которые за три столетия изменили Римскую империю, христиан средневековья, которые открыли путь Реформации и пуританскому пробуждению, или пионеров великого миссионерского движения прошлого столетия, нам не хватает уверенности.

Согласившись с ошибочным взглядом на Священное Писание, церковь в настоящее время потеряла уверенность в Слове Божьем. Очевидно, что многие христиане уже не верят в то, что Библия является вседостаточным путеводителем для жизни и поведения церкви.

Что говорит Божественный Автор

Чтобы противостать этой тенденции, мы должны понимать, что Бог открыл о полной достаточности Писания, и этим определять философию нашего служения. Что-либо другое лишает Бога Его должного места, Его роли Высшего Авторитета в нашей жизни и служении.

Павел подчеркивает полную достаточность Писания во 2Тим.3:16, выделяя четыре аспекта, засвидетельствованные Богом, что Его Слово абсолютно достаточно для всякой духовной нужды: Писание научает истине. Прежде всего, Библия полезна для научения. Греческое слово дидаскалиа, переведённое как «научение», имеет основной смысл скорее в содержании, чем в процессе научения. То есть, Писание является практическим справочником Божественной истины, которая должна руководить нашей жизнью.

Каждый христианин духовно способен принимать и реагировать на слова Писания. Неверующие не имеют этой способности воспринимать библейскую истину: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно» (1Кор. 2:14). Христианин, наоборот, имеет «ум Христов» (ст. 16). Дух Святой даёт человеку способность постигать Слово Божье духовным зрением, мудростью и пониманием. Все христиане имеют эту способность; все они имеют Духа Святого как Учителя истины, пребывающего в них (1 Иоан. 2:27).

Практически, наша святость прямо пропорциональна нашему познанию и следующему за ним послушанию Слову Божьему. Псалмопевец сказал: «В сердце моём сокрыл я слово Твоё, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Чем больше у нас живое познание Библии, тем меньше мы подвержены греху и заблуждению. Господь говорит в Ос. 4:6: «Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения». Отвергнув истинное познание, они были неспособны жить так, как этого хотел от них Бог. Они открыто игнорировали Слово Божье. Однако пренебрежение или самодовольство имеют такой же разрушительный эффект.

Проще всего избежать серьёзных духовных проблем можно, предавшись верному, терпеливому и тщательному исследованию Писания с послушным сердцем — «тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (И. Нав. 1:7-8).

Писание обличает в грехе и заблуждении. Писание также полезно для обличения (2 Тим. 3:16). Оно разоблачает и обличает дурное поведение и ложное учение.

Как говорил архиепископ Ричард Тренч, обличить — это «значит указать человеку с таким действенным движением победоносного оружия истины, чтобы привести его, если не к покаянию, то, по крайней мере, к осознанию своего греха». Писание оказывает такое влияние, когда мы изучаем его и испытываем на себе его обличающую силу, или на других, когда излагаем им его истины.

В Писании видны два аспекта обличения: обличение греховного поведения и обличение ложного учения.
Павел повелевал Тимофею, который пытался навести порядок в церкви в Ефесе: «Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещай» (2 Тим. 4:2). Основной задачей, которую он имел в виду, было — обличать греховное поведение. Тимофей должен был проповедовать и поступать по Писанию, чтобы люди обращались от греха и жили свято — даже если наступит время, когда большинство людей не будет принимать такую проповедь (ст. 3).

В Евр. 4:12-13 также говорится об обличении греховного поведения. Стих 12 изображает Слово Божье как острый с обеих сторон меч, глубоко проникающий в душу человека, извлекая и осуждая его самые затаённые мысли и побуждения. 13-й стих говорит: «Нет творения, скрытого от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчёт». Бог пронизывает наши сердца Своим Словом и раскрывает нас перед Собой.

Греческое слово, переведённое в данном стихе как «обнажено», употреблялось по отношению к преступникам, ведомым на суд или казнь. Воин остриём кинжала часто касался подбородка преступника, заставляя таким образом поднять голову, чтобы все могли видеть его лицо. Подобным образом и Писание разоблачает нас, показывая нашу сущность, и принуждает нас смотреть в лицо реальности нашего греха.
Возможно, вы испытывали времена, когда вас уносило в духовное самодовольство, и вы соглашались со своим грехом, и тогда Слово Божье глубоко пронизывало ваше сердце с сокрушительным обличением. Это обличительная сила Писания, являющаяся драгоценным благословением.

Верная и точная проповедь Слова пасторами будет хорошей гарантией того, что наши церкви не станут гаванью для упрямых грешников. Христиане будут обличаемы в своих грехах, а большинство неверующих или же покаются, или уйдут. Вряд ли кто, не имея стремления к святости, согласится неделю за неделей выслушивать обличения Слова Божьего. Иисус сказал, что делающие зло ненавидят свет и не идут к нему, чтобы дела их не обнаружились (Иоан. 3:20). Необличительная, вялая, поверхностная проповедь позволяет неверующим и злым делателям чувствовать себя в церкви уютно и спокойно и ведет их к ложной безопасности на основании посещаемости, участия, религиозных чувств и всепрощенчества. Такой обман может оказаться губительным.

Писание, чем и должны проверяться все остальные истины, также обличает ложное учение. Апостол Иоанн раскрывает силу Слова как истины, когда говорит, что верующие, преодолевающие лукавого, могут делать это, потому что они «сильны, и слово Божье пребывает в [них]» (1 Иоан. 2:14). Лукавый, сатана, действует через ложные религии (2 Кор. 11:14), но он неэффективен по отношению к тем, кто силен в Слове. Вот почему культы пытаются дискредитировать, извратить или вытеснить Священное Писание своими учениями. Так как Библия показывает, в чём состоят их заблуждения, они стараются изменить её смысл, чтобы тем самым оправдать себя. Однако, те, кто искажает Писание, делают это «к собственной своей погибели» (2 Пет. 3:16).

Христиане, имеющие полное понимание Библейской истины, не похожи на несмысленных младенцев, но подобны сильным юношам, которые легко могут узнать лжеучения и избежать того, чтобы быть «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству людей, по хитрому искусству обольщения» (Ефес. 4:14).

Писание исправляет поведение. Писание также полезно для исправления (2 Тим. 3:16). Оно не только разоблачает греховное поведение и ложное учение, но также их исправляет. Греческое слово эпанортосис, переведённое как «исправление», буквально означает «выпрямить» или «восстановить». Иными словами, Писание восстанавливает нас до надлежащего духовного состояния.

Мы это испытываем регулярно, не так ли? Писание пронизывает наше сердце и посылает обличение, но затем оно даёт нам наставление, чтобы мы могли исправить грех. Оно не оставляет нас на духовной мели. Когда мы даем Слову Божьему возможность вселиться в нас обильно (Кол. 3:16), оно назидает нас (Деян. 20:32) и преображает нашу слабость в силу.

В исправляющей силе Библии есть аспект очищения и освобождения. Иисус сказал: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоан. 15:3).

Никакой, человеком выдуманный метод терапии, и никакая программа, разработанная наилучшими экспертами, не может иметь такого исправляющего, очищающего действия. Но каждый рожденный свыше христианин это испытал. Это ещё одно доказательство совершенной достаточности источников, наследуемых нами во Христе.

Писание наставляет в праведности. Наставление в праведности (2 Тим. 3:16) — это ещё один процесс, в котором Слово Божье преображает наше мышление и поведение.

Греческое слово пайдион переведено здесь как «наставление», а в других местах Нового Завета оно переведено как «младенец» или «дети» (например, см. Матф.2:8;14:21). Поэтому данный стих показывает Слово Божье в роли родителя или учителя, научающего ребенка. От духовного младенчества до духовной зрелости Писание наставляет и обучает верующих благочестивой жизни.

Писание является духовной пищей христианина. В1 Тим.4:6 Павел наставляет Тимофея «[питаться] словами веры и добрым учением». В Матф. 4:4 Иисус говорит: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Апостол Пётр говорит, что мы должны желать Слова с таким же рвением, как новорожденный младенец желает молока (1 Пет. 2:2).

В Иак. 1:21 говорится: «Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово» (курсив добавлен). Это наша часть. Мы должны в кротости и с чистым сердцем принимать Слово. И когда мы его примем, оно постепенно будет обновлять и преображать наше мышление, отношения, поступки и слова. Оно научит нас праведности.

Регулярное, сосредоточенное размышление и вдумчивое изучение Слова Божьего обязательны для духовного здоровья и победы. Даже те, кто хорошо знает Библию, должны укрепляться её силой и вспоминать её истины. Именно поэтому Пётр сказал: Я никогда не перестану напоминать вам об этом, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием… чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память (2 Пет. 1:12-15).

После своего отшествия из Ефеса Павел велел местным пресвитерам оставаться верными единственному источнику духовной силы и здоровья: «Передаю вас, братья, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными» (Деян. 20:32).

Павел поддержал взгляд Петра о важности постоянного напоминания того, что мы уже знаем: «Впрочем, братья мои, радуйтесь в Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно» (Фил.3:1). Мы должны систематически подкрепляться не только новой истиной, но также истиной, которой мы уже владеем. Такой сильный акцент на Слово Божье гарантирует, что каждый христианин будет «совершенен [безупречен]… ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:17).

Призыв к различению

Многие потеряли уверенность в достаточности Слова Божьего, потому что никогда не познали его истину или не научились её правильно применять.

Тем не менее, Писание — это важнейшая часть духовного снаряжения, принадлежащего совершенному христианину (Ефес. 6:11). Меч Духа, Слово Божье (ст.17) — единственное оружие нападения, упоминаемое здесь Павлом. Подобно любому оружию, оно должно использоваться умело, чтобы быть эффективным. Именно это подразумевает греческое слово, которое Павел употребил для слова «меч». Это не ромфайа, которое обозначает широкий меч, а махайра, маленький кинжал. И греческий термин, переведённый как «слово», — это рема. Он говорит о конкретном утверждении. Как маленький кинжал применяется умело и точно, чтобы коснуться жизненно важной части тела, так и мы должны использовать Слово осторожно и со знанием, применяя его конкретные принципы к любой встретившейся ситуации. Именно так Иисус боролся с сатаной в Матф. 4:1-11 (см. также Лук. 4:1-13).

А какие у вас навыки в обращении с духовным мечом? Владеете ли вы Писанием совершенно и знаете ли, как его точно применять? Если вы научитесь его правильно применять, Слово Божье будет эффективным оружием в любых ситуациях. Но если вы будете впустую тратить время и энергию на изучение человеческого, поддельного оружия, вы окажетесь беззащитной жертвой в духовной борьбе.

Лука охарактеризовал евреев в Верии как «благородных» (Деян. 17:11, Новый перевод с греческого подлинника), потому что они исследовали Писания, прежде чем приняли что-либо сказанное Павлом как истину. Если бы христиане нашего времени были настолько благородными! Похвально возносить Божью истину и утверждать тех, кто правильно её провозглашает. Но с другой стороны, терпеть ложное учение и отступивших учителей — духовно смертельно, и глупо не быть способным их распознать.

Но дух невежественной терпимости, поразивший церковь настоящего времени, часто клеймит любую попытку тщательного рассмотрения учения других как узость взглядов, отсутствие любви или призыв к разделению. Обратная сторона терпимости к заблуждению — это безразличие к истине, что само по себе губительно.

Церковь обленилась. Она отошла от здравого библейского мышления и слишком терпимо относится к ложному учению. Всё меньше и меньше христиан подходят к жизни с Библейской точки зрения. Они не развивают навыки различать и применять библейские принципы в своих повседневных ситуациях. Следовательно, когда возникают проблемы, они считают, что Писание не может им помочь. И тогда они обращаются к гуманистическим или мирским альтернативам, которые только усиливают их горе. Они безрассудно отвергают свою достаточность в Христе, и пытаются заполнить пустоту совершенно недостаточными заменителями.

Более того, будучи неспособными строить только на библейских принципах, они распахивают дверь перед всевозможными злыми влияниями. Д-р Роберт Томас, профессор Нового Завета в Мастерз Семинарии, предупреждая об опасности, пишет: Люди обычно не сразу становятся еретиками. Всё происходит постепенно. И в большинстве случаев делают они это непреднамеренно. Они соскальзывают туда из-за безразличия и лености в изучении Слова истины… Чтобы оказаться на пути к ереси, все, что требуется, это жажда к чему-то новому и необычному, новая броская идея вместе с незначительной леностью и беззаботностью или же просто недостаток осторожности в трактовке Божьей истины.

Повсюду можно увидеть потрясающие напоминания о доктринальном скольжении и открытом падении. Один за другим, повторяются случаи, когда многие, кто должен бы хорошо знать Божью истину, потерпели неудачу в провозглашении этой истины. И поэтому церковь теряет способность отличать истину от заблуждения. Это, в свою очередь, отражается на порочной жизни тех, кто относит себя к этой церкви. Внезапность происходящего является тревожной тенденцией. Печально, но среди тех, кто весьма неосторожно относится к Писанию, много людей, чья ответственность — учить других. Размытое богословие, звучащее сегодня с многих кафедр, повергает в шок. Может ли церковь позволить себе терпеть служителей, которые подходят к своему призванию с равнодушной беспечностью? Конечно, нет. Представьте себе практические последствия, если бы учителя математики или химии были такими же беспечными, как некоторые, преподающие Слово Божье. Захотите ли вы обращаться к аптекарю, который, приготовляя лекарство, пользуется методом «приблизительной дозировки»? Или станете ли вы иметь дело с архитектором, который делает проекты «на глаз»? Или позволите ли вы хирургу оперировать вас кухонным ножом вместо скальпеля? Печальная истина в том, что общество быстро бы развалилось, если бы большинство профессий относились к своему труду так, как делают многие учителя Библии.

Обратите внимание, что д-р Томас пишет о важности точного подхода в преподавании Библии: Точность… — это непреодолимое желание владеть истиной Божьей более полно, способствовать более точному изложению этой истины другими и хранить себя от доктринального скольжения, которое ведет к заблуждению или лжеучению… Не все оценят точность, чтобы с готовностью признать её важность. Мы живём в мире, который предпочел бы питать нас приблизительной оценкой, когда это касается богословских вопросов. Требуется много терпения и «толстая кожа», чтобы терпеть критику и открытое противление, которое возникает, когда служитель Божий настаивает на точности… Сегодня есть слишком много толкователей и учителей, «бьющих мимо цели». Богословская атмосфера в евангельском христианстве пропитана плотным туманом неясности и неуместных акцентов в обращении со Словом Божьим.

Многие церкви терпят крушение из-за небрежной герменевтики, пренебрежения к языкам Библии и отсутствия систематики в богословии. Грубые предположения в отношении того, что означает тот или иной текст, не помогут.

Нам нужны квалифицированные проповедники, способные разъяснять текст, готовые жертвовать временем и усердно заниматься со Словом, чтобы дать Божьему народу ясность в объяснении святого Божьего Слова.

Недавно в нашей местности, когда воскресным утром люди собирались на служение в церковь, балки, державшие крышу здания, не выдержали нагрузки и упали. К счастью, никто не пострадал, но здание церкви стало непригодным для использования без полной перестройки. Плохой проект инженеров оставил церковь без здания. Несмотря на прискорбие случая, падение крыши здания и близко не может сравниться с катастрофой духовного упадка в церквах, создававшихся неспособными «инженерами» Слова. И, тем не менее, это происходит всё чаще и чаще.

Проповедуй Слово… и ничего другого, кроме Слова

Печально, когда строитель виновен в просчетах, ведущих к падению его строения, но часто так происходит и в церкви. Отступники и некомпетентные священнослужители умножаются, и скорее становятся нормой, чем исключением. В журнале «Проповедуй Слово!» Роберт Л. Реймонд, профессор систематического богословия и апологетики Богословской Семинарии Завета в городе Сент-Луис, штат Миссури, так определяет эту проблему: Я говорю это с печалью, но, по моему мнению, действительно, в то время, когда возможности для Церкви Иисуса Христа сделать реальные шаги вперед благоприятнее, чем когда-либо, в церквях растет богословская безграмотность, способствующая огульному распространению ересей. Она прослеживается в отступивших священнослужителях, и в удручающем недостатке богословски здравых глашатаев среди христиан, способных исправлять болезни, поражающие церковь.

Не поймите меня неправильно. В проповедниках недостатка нет. Но наболевший вопрос в том, насколько сегодня люди богословски пригодны, чтобы нести служение?

Он увещает проповедников: Дайте Богу обет научиться всему, чему можете, из написанного Им откровения для Своей церкви о том, что люди должны знать о Нём, о Христе, о Его великом спасении… о том, какую обязанность Бог даёт им, и что Он учит вас проповедовать Его возлюбленной церкви, за которую умер Христос, укрепляя её духовное здоровье и снаряжая Его детей на добрые дела, которые Сам Бог предназначил для них исполнять. Он один может дать рост. Омывайте весь ваш труд для Него горячими молитвами, чтобы вы были употреблены в насаждении Его Слова и поливании им душ нуждающихся людей. Евангельская проповедь должна отражать наше убеждение, что Слово Божье верно и непогрешимо.

Слишком часто мы упускаем это из виду. Кстати, в современном христианстве есть тенденции отхода от разъяснительной, доктринальной проповеди и движение в направлении основанного на переживаниях, прагматичного и мелкого подхода к проповеди.

Люди в церкви зачастую воспринимаются как покупатели, которым нужно продавать то, что им нравится. Пастора проповедуют то, что люди предпочитают слушать, вместо того, что требует от них Бог.
Именно этого вопроса Павел касается во 2 Тим.4:3-4: «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». Павел запретил Тимофею так проповедовать.

А что Слово Божье говорит о том, как мы должны служить? Иисус сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Матф. 28:19-20).

Павел говорил: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1 Тим. 4:13). «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). «Ты же говори то, что сообразно со здравым учением» (Тит. 2:1).

Проповедь, которая не направлена на разъяснение Божьей истины человеку, не является правильной проповедью. Проповедник, который избегает доктрин, считая, что это слишком узкая специализация или это непрактично, попирает ответственность, возложенную на него Библией. Он призван говорить с властью от Бога, но служитель, не разъясняющий Божье Слово, этого делать не может. Волнующие истории, нравственные советы, психология, притворство и мнение — всё это лишено ясности и определенности.

Только авторитетное провозглашение Слова соответствует Божьему предназначению в призвании к проповеди. Всё остальное — орудия для проповедей, которые льстили бы слуху, и об этом Апостол Павел предупреждал Тимофея: Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых явлением Его и Царством Его: проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя, обличай, запрещай, увещай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё (2Тим.4:1-5).Это серьёзное предупреждение было сделано, когда Апостол, зная, что смерть его приближается (ст. 6-9),передавал эстафету служения своему сыну в вере. Он повелел Тимофею держаться обличительной проповеди всесильного Слова. Говоря «настой» (ст. 2), он использует военный термин, обозначающий «быть на своём посту» и передающий идею верности долгу. Это призыв использовать любую возможность «вовремя и не вовремя» — при удобных обстоятельствах или не имея таковых, будучи принимаемым или отвергаемым. Для Слова Божьего нет закрытого сезона. Мы должны провозглашать его постоянно и без промедления.

Тон такой проповеди — «обличай» — несёт в себе идею опровержения лжи и касается разума; «запрещай» обличает чувства, когда грех раскрыт; и «увещай» подчеркивает призыв к покаянию и послушанию. Всё это должно делаться с большим терпением через тщательное наставление.

Это Божье повеление. Однако это не будет лёгким. Почему? Потому что люди, не идущие слушать, не будут терпеть убедительной проповеди Слова. Сегодня многие церкви не станут терпеть два воскресенья подряд убедительную, библейскую проповедь, которая обличает их доктринальные заблуждения, запрещает так поступать, обличает людей в грехе и призывает их к святому послушанию. Они готовы заменить такого проповедника на учителей, которые будут потакать их желаниям и льстить их слуху. Они хотят чего-то сенсационного, увеселительного, приятного для себя, потакающего их «я» — того, что даёт положительные эмоции и приводит к приятным ощущениям. Ради таких чувств они с радостью поменяют истину на басни, мифы, истории.

Они кричат: «Дайте то, что нам нравится!» и терпят только тех проповедников, которые им потакают. Взгляд на текст Ветхого Завета показывает, что в этом нет ничего нового. Исаия жил среди людей, очень похожих на наше поколение: Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закон Господень, которые провидящим говорят: «Перестаньте провидеть», и пророкам: «Не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное» (Ис. 30:9-10). Сам Господь сказал Иеремии: «Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это» (Иер. 5:31). Михей проницательно отметил: «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: “Я буду проповедовать тебе о вине и сикере”, — то он и был бы угодным проповедником для этого народа» (Мих. 2:11).

На протяжении всей своей истории церковь переживала подобные периоды отступничества и недостатка рассудительности. В предисловии к одной из своих проповедей Чарльз Г. Сперджен обличил некоторых священнослужителей своего времени такой притчей: В дни Нерона в городе Риме была большая нехватка пищи, хотя в Александрии можно было купить кукурузу в неограниченных количествах. Один человек, имевший корабль, оказался на морском берегу, и там он заметил большую толпу голодных людей, устремивших свои взоры к морю, высматривая корабли, которые должны были привезти кукурузу из Александрии.

Когда эти корабли, один за другим, подошли к берегу, люди в горьком отчаянии заламывали свои руки, потому что на борту галер не оказалось ничего кроме песка, который тиран император заставил их привезти для использования на аренах. Это была вопиющая жестокость, когда люди умирали с голоду, а он повелел кораблям идти в такую даль только для того, чтобы привезти песок для гладиаторских шоу.
Тогда торговец, корабль которого был пришвартован у пристани, сказал своему капитану: «Учти, в следующий раз ты должен привезти из Александрии только зерно; и ввиду того, что ты уже привез на корабле меру или две песка, в это раз ты вообще не должен его везти. Я ещё раз повторяю, ты ничего не должен везти, кроме зерна; потому что эти люди умирают, и мы должны использовать корабли только того, чтобы доставить им еду».

Сперджен продолжил: «Увы! Я видел некоторые величественные галеры в наше время, нагруженные ничем иным, как простым песком философии и гипотез, и сказал себе: Я ничего не понесу, кроме явленной истины Божией, хлеба жизни, в котором так сильно нуждаются люди». Это пленяет мои чувства. 

C уважением Андрей

Похожие статьи

Оставить комментарий

Пожертвование

На развитие сайта

Подпишись на RSS
Подпишись на Email:
Delivered by FeedBurner
Этот домен продается здесь: telderi.ru, и еще много других