Удивительные слова Бога на кресте

“От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?», то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: «Илию зовёт Он». И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить. А другие говорили: «Постой, посмотрим, придёт ли Илия спасти Его». Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме разодралась надвое — сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы открылись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим” (Мф.27:45-53)

Несколько лет назад, направляясь на встречу, которая ознаменовала собой венчание в Праге, а было это в пятницу утром, в день бракосочетаний, я услышал по радио передачу, в которой выступающий пытался подчеркнуть, какой это был поистине особый день.

В этот день, сказал выступающий, один Человек был судим за преступления, которые Он не совершал, и, несмотря на то, что Он был невиновен, Его приговорили к смертной казни. Выступающий, конечно же,говорил о распятии Христа. Он рассказывал о непоколебимой убеждённости этой особой Личности и о других подобных Ему людях, которые, несмотря на последствия, твёрдо отстаивают то, во что верят.

Однако какими бы благими намерениями ни был движим этот выступающий, он совершенно упустил истинное значение смерти Христа. Подобно большинству людей на Западе, он знал много фактов о распятии, но не имел понятия о его значении, не считая того, что эта казнь была явной пародией на человеческую справедливость. И на основании сказанного в этой передаче воскресение Христа выглядело в большей степени мифом и легендой, чем историческим фактом. Там не было даже намёка на божественную цель, божественные действия или свершения.

Как отмечалось в предыдущей главе, до дней Христа только в Палестине римляне распяли около тридцати тысяч человек. Вполне возможно, что некоторые из этих людей тоже были невиновны в преступлениях, обвинения за которые были выдвинуты против них. Большинство же из них были казнены за мятеж против власти. Они, несомненно, были искренними патриотами, которые надеялись освободить свой народ от угнетения, и благородно умерли за дело, в которое верили. Почему же тогда, спросим мы, история помнит имя только Одного из этих людей?

Ответ мы находим уже на первых страницах Писания. Грех Адама и Евы не только привёл к падению этих двоих и всех их потомков, но стал также причиной проклятия всей земли. Именно поэтому Павел говорил, что всё творение стенает, как женщина во время родов, и с надеждой ожидает, когда оно будет восстановлено в своём божественном совершенстве (Рим. 8:19-22).

Сразу же после грехопадения Бог дал первое завуалированное обещание, что Он освободит от греха, который стал проклятием для человечества и всего мира. Он сказал сатане: «И вражду положу между тобой и между женщиной, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15).

Так как носителями семени для воспроизводства потомства являются не женщины, а мужчины, семя Евы стало предсказанием о девственном рождении Христа, у Которого не было земного отца и Которого сатана будет поражать временно «в пяту», но Который поразит его навсегда «в голову».

Когда Бог вместо Исаака, которого Он повелел Аврааму принести в жертву (Быт. 22:1-14), усмотрел овна, Он создал прекрасный прообраз жертвы, которую Сам принёс в Своём Сыне Иисусе Христе. Однако отличием в этом прообразе является то, что вместо Христа не было и не могло быть другой жертвы. Учредив в законе Моисея жертвоприношение животных, Бог показал Своему народу необходимость пролития крови для прощения греха. Но кровь животных не могла удалить даже самый незначительный грех, и на протяжении всей истории Израиля нужно было постоянно приносить жертвы. Но какими бы несовершенными ни были эти жертвы, они, тем не менее, указывали на истинную, достаточную и одну для всех жертву за грехи. Этой жертвой стал Христос, Который пролил Свою кровь на кресте. Только Один из тридцати тысяч распятых умер за грехи всего мира!

Исаия наглядно предсказал, что грядущий Мессия будет «изъязвлен… за грехи наши и мучим за беззакония наши», что Он на Себе понесёт грехи всего падшего человечества (Ис. 53:5). Захария предсказал, что однажды Божий избранный народ обратится к Тому, Которого они пронзили, «и будут рыдать о Нём, как рыдают о единородном сыне» (Зах.12:10).

В Новом Завете Павел поясняет, что на кресте Христос сделался проклятием за всех нас, которые заслуживают проклятия (Гал. 3:13). Пётр говорит, что Иисус, «чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник — за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом» (1 Пет. 3:18; ср. Евр. 9:28), а Иоанн описывает Христа как величайшего жертвенного «Агнца, закланного» (Откр. 13:8).

Но нигде в Писании значение креста не показано сильнее, чем в Матф. 27:45-53, где евангелист Матфей описывает шесть чудес, которые сами по себе являются божественным толкованием значения креста.

Сверхъестественная тьма

“От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого” (Мф.27:45)

Когда младенец Иисус родился, ночное небо над Вифлеемом осветилось сверхъестественным светом, и «слава Господня осияла» пастухов на поле (Лук. 2:9). Иоанн называет Иисуса Христа «светом людей» и «[Светом истинным], Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан. 1:4, 9). Иисус Сам называл Себя «светом миру» (Иоан. 8:12; ср. 12:35-36).

Но первое знамение, которое сопровождало смерть Иисуса, было не славным светом, а страшной тьмой. От шестого же часа (полдень), когда солнце находится в зените, сверхъестественная тьма была по всей земле до часа девятого (три часа пополудни). Распятие Иисуса Христа началось в третьем часу, или в девять часов утра (Марк. 15:25), и когда наступила тьма, Он находился на кресте уже три часа.

Во время этих первых трёх часов Иисус нарушил тишину всего три раза. Первый раз Он произнёс: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23:34). Немного позже Он сказал покаявшемуся разбойнику, распятому рядом с Ним: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (23:43). А вскоре после этого, показав на Иоанна, сказал Своей матери: «Женщина! Вот сын твой», а Иоанну сказал: «Вот мать твоя!» (Иоан. 19:26-27).

После полудня, в начале следующего трёхчасового периода, великая тьма была по всей земле. Греческое слово ге (земля) может означать весь мир. Поэтому, исходя из текста, невозможно определить, как далеко распространилась тьма. Бог, конечно же, мог навести тьму как на том месте, так и по всей земле. Незадолго до исхода Израиля из Египта Он навёл великую тьму, которая покрыла весь Египет (Исх. 10:21), а спустя сорок лет Он повелел солнцу остановиться, вероятно, временно прекратив вращение Земли (И. Нав. 10:12-13; ср. 4 Цар. 20:9-11).

Несколько интересных сведений из внебиблейской литературы позволяют предположить, что тьма, наступившая во время распятия Христа, покрыла весь мир. Отец ранней Церкви Ориген (Против Цельса, 2.33) пересказывает слова римского историка, который упоминал об этой тьме. Другой Отец Церкви Тертуллиан писал своим знакомым язычникам о необычной тьме в тот день: «Это чудо отражено в ваших же летописях и описано в ваших архивах, хранящихся у вас до сего дня». Предположительно, существовал также отчёт Пилата императору Тиберию, в котором говорилось об известном императору мраке, который наступил на всей земле, и даже отмечалось, что он длился от полудня до трёх часов дня.

Чтобы описать наступившую тьму, Лука использует слово эклейпо, которое буквально означает «потерпеть неудачу» или «прекратить существование». Эта тьма во время распятия не могла быть обычным астрономическим затмением, потому что в тот день солнце и луна находились далеко друг от друга. Поэтому, независимо от его масштабов, затмение солнца было сверхъестественным вмешательством Бога. Лука повествует, что во время этих трёх часов солнце померкло (Лк.23:45).

Ни в Евангелиях, ни в других местах Писания значение этой тьмы не объясняется, но, согласно вавилонскому Талмуду, многие раввины учили, что когда меркнет солнце, Бог наказывает мир за какой-то особенно ужасный грех. Если во время распятия Божье намерение на самом деле было таким, то Он преподал колоссальный наглядный урок всему миру, который был соучастником величайшего греха, когда-либо совершённого падшим человечеством.

Некоторые толкователи считают, что Бог послал тьму на землю, чтобы скрыть страдания Христа. Другие считают, что это было проявлением божественного сострадания Отца и дано было, чтобы покрыть наготу и позор Его Сына.

Но в свете многих учений и событий, описанных в Писании, похоже, что тьма при распятии была действительно знаком божественного суда.

Говоря об Ассирии, которую Бог использовал для того, чтобы наказать Израиль, Исаия упоминает о «тьме и горе», которые покрыли землю, когда даже «свет померк в облаках» (Ис. 5:30). Описывая День Господень, этот же пророк говорит, что «звёзды небесные и светила не дадут своего света» и что «солнце померкнет при восходе своём, и луна не засияет светом своим. „Я накажу мир за зло, — говорит Бог, — и нечести- вых — за беззакония их“» (13:10-11).

Пророк Иоиль, также говоря о Дне Господнем, писал о том, что наступает «день тьмы и мрака, день облачный и туманный» (Иоил. 2:2).

Пророк Амос задаёт риторический вопрос: «Разве день Господень — не мрак, а свет? Он тьма, и нет в нём сияния» (Ам. 5:20). Софония писал: «Уже слышен голос дня Господнего; горько возопит тогда и самый храбрый! День гнева — день этот, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы» (Соф. 1:14-15).

В этих и во многих других отрывках из Ветхого Завета суд Божий непосредственно ассоциируется с тьмой, и такую же связь Божьего суда и тьмы мы находим в Новом Завете. Апостол Пётр утверждает, что Бог «ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4). Используя похожую лексику, Иуда говорит, что Бог этих ангелов «соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). Сам Иисус часто говорил о божественном суде, описывая его, как «тьму внешнюю», где «будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8:12; 22:13; 25:30).

Крест стал местом страшного Божьего суда, где на Божьего безгрешного, совершенного Сына были возложены грехи всего мира. Поэтому Бог уместно послал эту великую сверхъестественную тьму, в которой выразил Своё отношение к греху, осудив его.

Божественное разделение

“а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?», то есть: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: «Илию зовёт Он». И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить. А другие говорили: «Постой, посмотрим, придёт ли Илия спасти Его» (Мф.27:46-49)

Второе чудо произошло около девятого часа, или в три часа пополудни, в результате необъяснимого события, которое можно назвать божественным разделением, когда Бог каким-то образом отделился от Бога.

В это время возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! Лама савахфани?» Как объясняет Матфей, еврейское слово «Или» (Марк использует арамейскую форму «Элои», 15:34) означает «Боже Мой», а «лама савахфани» означает «для чего Ты Меня оставил?» Так как Иисус цитировал хорошо известный 21-й Псалом, то можно не сомневаться в том, что некоторые из стоявших там понимали, что Он говорил. Ранее они обвиняли Его в том, что Он выдавал Себя за Сына Божьего (ст. 43), и мольба о божественной помощи могла бы предполагаться. Однако слова «Илию зовёт Он» подтверждают, что они даже не пытались понять сказанное Исусом, а просто продолжали жестоко и цинично насмехаться над Ним.

Это было единственное в своём роде и странное чудо. Иисус возопил от душевных страданий, потому что первый и единственный раз за всю вечность переживал разлуку со Своим Небесным Отцом. Это единственный случай, о котором мы знаем, что Иисус обратился к Богу, не назвав Его Отцом. Так как Сын взял на Себя грех, Отец отвернулся от Него. Эта тайна настолько велика и непостижима, что не удивительно, что Мартин Лютер, говорят, на долгое время уединился, пытаясь понять её, и вернулся из своего уединения в том же смущении, в каком и удалился. Каким-то образом, в таинственности божественного полновластия и всемогущества, на короткое время на Голгофе Богочеловек был разделён с Богом. Это произошло, когда вся ярость и гнев Отца были излиты на безгрешного Сына, Который в Своей непревзойдённой благодати стал грехом за верующих в Него.

Аввакум сказал о Боге: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь» (Авв. 1:13).

Когда Иисус был на кресте, Бог отвернулся, потому что не мог смотреть на грех, даже (или, возможно, особенно) на грех в Своём собственном Сыне. Иисус возопил громким голосом, потому что Бог Отец действительно оставил Его.

Иисус умер не как мученик за правое дело или незаслуженно обвинённый и осуждённый. Не была Его смерть, как считают некоторые, и героическим жестом против бесчеловечной жестокости людей к людям.

На такую самоотверженную смерть Бог мог взирать благосклонно. Но поскольку Иисус умер как заместительная жертва за грехи всего мира, праведный небесный Отец должен был наказать Его соответственно этому греху.

Отец оставил Сына, потому что Сын взял на Себя «грехи наши и… беззакония наши» (Ис. 53:5). Иисус был «предан за грехи наши» (Рим. 4:25) и «умер за грехи наши, по Писанию» (1 Кор. 15:3). Бог «не знавшего греха… соделал грехом вместо нас» (2 Кор. 5:21, Новый перевод с греч. подлинника), и Иисус стал «за нас проклятием» (Гал. 3:13). «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24), «однажды пострадал за грехи наши, Праведник — за неправедных» (1 Пет. 3:18) и стал «[умилостивлением] за грехи наши» (1 Иоан. 4:10).

Иисус Христос не только понёс грех человека, но фактически Сам стал грехом вместо человека для того, чтобы верующие в Него могли спастись от наказания за свои грехи. Иисус пришёл, чтобы совершенным образом рассказать людям всё о Боге и показать совершенный пример Божьей святости и праведности. Но, как Он Сам заявил, высшая цель Его прихода на землю состояла не в том, чтобы научить людей истине и быть для них примером, а в том, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» (Матф. 20:28).

Когда Бог Отец оставил Христа, Их разделение не было разделением по природе, сути или сущности. Христос ни в коем смысле и ни в коей степени не перестал существовать как Бог или ипостась Троицы. Он не перестал быть Сыном так же, как ребёнок, который совершил ужасный поступок против своего земного отца, не перестаёт быть его дитём. Но Иисус на некоторое время потерял близкие взаимоотношения со Своим Небесным Отцом, как непослушный ребёнок на время теряет нормальное, полное любви общение со своим земным отцом.

Уже в самом воплощении было частичное отделение. Так как Иисус оставил Свою божественную славу и непосредственное общение с Отцом, отказавшись от этих божественных привилегий для Себя (Фил. 2:6), Он молился Отцу в присутствии Своих учеников: «Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славой, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан. 17:5). На кресте Его разделение с Отцом стало неизмеримо глубже, чем даже во время унизительного воплощения на протяжении тридцати трёх лет Его земной жизни.

Как уже упоминалось, тайна этого разделения слишком велика даже для понимания самыми зрелыми верующими. Но Бог открыл нам главное в этой истине, чтобы с помощью Его Духа, просвещающего нас, мы приняли и поняли её в пределах наших возможностей. Нигде в Писании мы не сможем так ясно увидеть и проникновенно прочувствовать жертвенную смерть Иисуса Христа и те мучения, которые Он испытал от разделения со Своим Отцом, как в Его страданиях за грех на кресте.

Добровольно взяв на Себя наши грехи и грехи всех людей во все времена, Иисус мучился не от рваных ран на теле и не от терновых шипов, которые вонзались Ему в голову, и не от гвоздей, которые держали Его на кресте, а от ни с чем не сравнимой боли от утраты общения со Своим Небесным Отцом. Эту боль принесло то, что Он стал грехом за нас.

Вскоре после того как Иисус, будучи оставленным, возопил к Богу, Он, «зная, что уже всё совершилось, да сбудется Писание, говорит: „Жажду“» (Иоан. 19:28). Иоанн ясно говорит (ст. 29), что именно в этот момент тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить.

Один из них, который побежал, чтобы помочь Иисусу, вероятно, был римским стражником. Взяв губку и наполнив её уксусом, он надеялся временно утолить жажду Иисуса. Под уксусом подразумевалось дешёвое вино, сильно разведённое водой, которое было обычным напитком для работников и воинов. Так как в этом вине было много воды и низкое содержание алкоголя, оно особенно хорошо утоляло жажду. Иоанн указывает на ещё одну деталь, а именно, что трость была сделана из ветки иссопа (Иоан. 19:29), которая была не длиннее пятидесяти сантиметров.

Чтобы такой короткой тростью можно было достать до губ Иисуса, горизонтальный брус должен был находиться невысоко от земли.

Дав Иисусу пить, стражник, вероятно, проявил милость, но помощь была незначительной и послужила лишь тому, чтобы продлить мучение, прежде чем наступило облегчение в смерти. А другие, стоявшие у креста, использовали эту возможность для того, чтобы ещё раз посмеяться над Господом, и говорили: «Постой, посмотрим, придёт ли Илия спасти Его».

Кажется невероятным, что наступившая вдруг среди белого дня тьма не встревожила нечестивую толпу. Они настолько были исполнены презрения к Иисусу, что даже такое важное явление, как затмение солнца, не испугало их. Зная, что в Ветхом Завете неестественная тьма очень часто связывалась с судом Божьим, они должны были по крайней мере задуматься: может быть, именно сейчас происходит суд Божий? Но их разум был занят лишь одним: сделать так, чтобы смерть Иисуса была мучительной и унизительной. Они не понимали, что происходит поразительное отделение Сына от Отца.

Самоотверженная смерть

“Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух” (Мф.27:50)

Третьим чудом на кресте была самоотверженная смерть Христа, добровольная жертва Сына, Который, подчинившись воле Своего Отца, отдал Себя за грехи мира.

То, что Иисус опять возопил громким голосом (ср.ст. 46; Марк. 15:37; Лук. 23:46), говорит о значительной физической силе, которая пребывала в Нём, несмотря на избиения, бичевания, «коронацию» терновым венком, раны от гвоздей и часы, проведённые на кресте. Жизнь Иисуса не угасала постепенно до наступления смерти. Даже теперь Он показал, что не был полностью истощён и имел силу остаться в живых, если бы захотел.

Среди последних слов, которые Господь произнёс, возопив с креста, сначала было заключительное: «Совершилось!» (Иоан. 19:30). Это означало, что дело, исполнить которое Его послал Небесный Отец, было сделано. А затем, ещё раз обращаясь к Богу как Отцу, Он сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23:46).

Основное значение слова афиеми (испустил) ― «отпустить», или «отослать», и в нём подчёркивается волевое действие. Не люди забрали у Иисуса жизнь, а, скорее, Он предал Свой дух сознательным действием Своей полновластной воли. Ранее Иисус объяснил Двенадцати, что никто не может лишить и не лишит Его жизни. «Я Сам отдаю её, — сказал Он. — Имею власть отдать её и власть имею опять принять её» (Иоан. 10:18).

Как уже отмечалось, способность Иисуса говорить с креста громким голосом указывает на Его большой запас сил, неслыханный для человека в Его положении. Хотя физическое состояние Иисуса и было крайне тяжёлым, Он умер гораздо раньше, чем обычно умирали в таких случаях.

По этой причине, когда Иосиф из Аримафеи сообщил Пилату о смерти Иисуса и попросил разрешения забрать Его тело для погребения, прокуратор удивился и потребовал от сотника подтверждения факта смерти (Марк. 15:43-45).

Оба эти факта свидетельствуют о том, что Иисус добровольно предал Свой дух. Он добровольно отдал Свою жизнь тем, кто искал её и кто иначе не получил бы её никогда.
На кресте Отец осудил грех мира, который Его Сын возложил на Себя. А Сын, в Чьих божественных руках находится жизнь и смерть, добровольно отдал Свою жизнь в уплату за этот грех.

Разорение Святилища

“И вот, завеса в храме разодралась надвое — сверху донизу” (Мф.27:51а)

Четвёртым чудом, которое произошло во время распятия, было божественное разрушение святилища, когда завеса в храме разодралась надвое.

Слово наос (храм) означает не весь храм, а только внутреннее святилище, Святое святых, где обитал Бог, ― место Его символического присутствия. Огромная тканая завеса отделяла Святое святых от остального храма. Иосиф Флавий сообщает, что массивная завеса была в основном синего цвета и была богато украшена.

Один раз в год, в День Очищения, первосвященнику разрешалось заходить за завесу, чтобы окропить жертвенник кровью за грехи всего народа. Он мог находиться там очень недолго, потому что, как и Божье присутствие, эта особая жертва была всего лишь символом. Этот обряд нужно было повторять каждый год в ожидании той единственной истинной жертвы за грехи людей, которую должен был однажды принести Сам Божий Сын.

Когда Христос предал Свой дух, эта единственная жертва за всех была принесена, поэтому больше не было нужды в завесе. Теперь любой человек, приходя к Сыну, имеет возможность прийти непосредственно к Богу. Теперь людям не нужен священник, жертва или обряд. Поэтому завеса в храме разодралась надвое — сверху донизу. Это чудо совершил Бог, потому что теперь для тех, кто уверовал в Сына как в Господа и Спасителя, заграждающий грех был навсегда устранён.

Разорвав завесу в храме, Бог, по сути, сказал: «В смерти Моего Сына Иисуса Христа теперь есть открытый доступ в Моё святое присутствие. Он заплатил полную цену за грехи всех, кто верит в Него, и Я теперь открываю вход в Моё святое присутствие всем, кто придёт во имя Его».

Автор Послания к Евреям напоминает: «Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16).

Бог Отец разорвал завесу в то время, когда храм был заполнен поклонниками, в число которых входили не только многочисленные священники, но и тысячи паломников, совершавших в этот момент пасхальное жертвоприношение. Хотя храм просуществовал ещё сорок лет и был разрушен только в 70 году по Р.Х., система жертвоприношений для Израиля и служение священников уже не имели даже символического значения, потому что завеса была разорвана надвое и Святое святых было открыто. И пока храм не был разрушен, в нём продолжали совершаться обряды, а священники продолжали нести своё служение. Но когда умер Христос, обряды утратили своё божественное значение, потому что старый завет был отменён и вступил в силу новый.

Землетряение

“и земля потряслась; и камни расселись” (Матф. 27:51б)

Пятым чудом, которое произошло во время распятия, было вызванное сверхъестественным образом землетрясение. Сразу после того как умер Иисус и завеса разорвалась надвое, земля потряслась, и камни расселись. Ещё раз заявив миру, и особенно Своему избранному народу, о Своём Сыне, Бог Отец потряс землю Иерусалима и его окрестности.

И вновь в Ветхом Завете мы узнаём о значении такого явления. Когда Бог явился Моисею на горе Синай, «вся гора сильно колебалась» (Исх. 19:18), а когда Он явился Илии на горе, начался «большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом… [а] после ветра землетрясение» (3 Цар. 19:11). Давид пел о том, что земля сотрясалась и трепетала, когда Господь был в гневе (2 Цар. 22:8; Пс. 17:8; ср. 76:19). Исаия говорит о том, что Господь наказывал Свой народ «громом и землетрясением, и сильным гласом» (Ис. 29:6), а Иеремия повествует о том, что Господь изливает Свой гнев на народы, сотрясая землю (Иер. 10:10; ср. Наум. 1:5). Книга Откровение рассказывает о том, что во время окончательного суда звёзды падут на землю, а горы и острова сдвинутся «с мест своих» (6:13-14).

До грехопадения на земле не было землетрясений, потому что всё, что сотворил Бог, было совершенным. Адам и Ева жили в совершенной среде обитания в присутствии Самого Бога. Но когда они согрешили, то были прокляты и отделены от Бога не только они, но и всё Божье творение. С тех пор земля и в буквальном, и в переносном смысле сотрясается как от разрушительного воздействия сатаны, так и от наказаний Божьих.

Наступит день, когда будет создано новое небо и новая земля, но до тех пор, пока сатана не будет навсегда брошен в озеро огненное и истинный Царь Иисус Христос не воцарится в Своём Царстве, земля будет подвержена разрушениям и распаду.

Говоря о Божьем суде над неверующими, автор Послания к Евреям утверждает: «[Его] голос тогда поколебал землю, и [Он] ныне дал такое обещание: „Ещё раз поколеблю не только землю, но и небо“. Слова „ещё раз“ означают изменение колеблемого, как сотворённого, чтобы пребыло непоколебимое» (Евр. 12:26-27).

На кресте Иисус заслужил право получить из рук Своего Отца документ на владение землёй (Откр. 5:9-10). Поэтому, когда Бог потряс землю в момент смерти Своего Сына, Он предупредил мир о том землетрясении, которое будет на суде во время Пришествия Царя царей. Так как Иисус был «послушным даже до смерти, и смерти крестной», Небесный Отец «превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Фил. 2:8-11).

Победа над смертью

“и гробы открылись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим” (Мф.27:52-53)

Шестое чудо во время распятия было тесно связано с предыдущим, потому что сверхъестественное землетрясение было не только предупреждением о божественном суде, но также явилось причиной того, что многие гробы открылись.

Однако значимость этого чудесного события заключается не в том, что открылись гробницы, поскольку такое могло случиться во время любого землетрясения. Великое чудо состояло в том, что многие тела усопших святых воскресли. После того как завеса в храме разорвалась надвое и земля вокруг Иерусалима сильно сотряслась, Господь избирательно воскресил тела некоторых ранее умерших верующих.

Матфей подчёркивает, что многие, но не все, тела святых, которые умерли ранее, воскресли, то есть воскресло строго ограниченное Богом количество верующих. Они верили в Бога до установления старого завета и во время его действия, и некоторые из этих тел верующих могли находиться в гробницах уже сотни лет. Когда Иисус умер, их дух вернулся из места обитания праведных душ и воссоединился с их прославленными телами. Это было полное и окончательное воскресение и прославление. Оно стало ещё одним показателем того, что Бог сделает в последнее время, когда все «мёртвые во Христе воскреснут» (1 Фес. 4:16).

Важно отметить, что после фразы «и, выйдя из гробов» должна стоять точка, указывая на конец предложения. Фраза «по воскресении Его» является началом нового предложения и излагает отдельную истину, то есть эти избранные воскресшие святые затем вошли в святой град и явились многим.

Эти святые не появились в Иерусалиме, пока не воскрес Сам Господь, потому что только Он был предназначен Богом быть «Первенцем из умерших» (1 Кор. 15:20). И как Сам Христос после воскресения явился только тем, кто уже уверовал в Него, так и эти многие, которым явились воскресшие святые, вероятно, все были верующими. Мы не знаем, что они сказали своим братьям в святом граде, но их явление в теле не только было доказательством воскресения Христа, но и Божьим обетованием воскресить всех, кто уверовал в Христа (1 Кор. 15:22, 51-53).

Посредством этих шести чудес Бог Отец сказал, что крест — это единственная надежда на вечную жизнь. Когда Христос Своей искупительной смертью удаляет грех человека, на этого верующего уже не обрушивается Божий гнев. Верующий освобождается от смерти и наказания, которые претерпел за него Господь. Для верующих в Сына доступ к Богу открыт широко, и они могут быть уверены в том, что будут жить в Его вечном и нерушимом Царстве, облекшись в вечные и нетленные тела.

Вся слава Христу

Об авторе:

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. (1Пет.1:3-5)
  Похожие статьи

Добавить комментарий