Мой крест » Милосердный Царь Мой крест My cross
Май
03

Милосердный Царь

 

“Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида, царя. Давид, царь, родил Соломона от бывшей за Урией; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак, всех родов от Авраама до Давида – четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон – четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа – четырнадцать родов” (Мф.1:1-17)

Одна из главных целей Матфея при написании Евангелия (которую он начинает раскрывать в 1-й и 2-й главах) заключается в том, чтобы подтвердить права Христа на престол в Израиле.

В глазах любого непредвзятого наблюдателя, а тем более в глазах иудеев, которые отлично знали Писание и верили ему, эти две главы подтверждают заявление Иисуса перед Пилатом: «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир» (Иоан. 18:37).

В соответствии с этой целью — показать Иисуса Христом (т. е. Мессией) и Царем иудейским — Матфей начинает свое Евангелие с родословной Мессии, которая идет от царской династии Израиля. Прежде чем объявить и провозгласить Иисуса Царем, нужно представить доказательства тому, что Он действительно происходит из признанной царской семьи.

Мессианская линия берет начало от царя Давида. Через пророка Нафана Бог обещал, что от потомков Давида произойдет великий Царь, Который навсегда воссядет на престоле Израиля и утвердит вечное Царство Господа (2 Цар. 7:12-16). Это обещание не исполнилось в Соломоне, сыне и преемнике Давида, как не исполнилось оно ни в одном другом царе, восходившем на престол Израиля или Иуды. Однако народ не уставал ждать другого — Того, Кто родится от потомков Давида и исполнит пророчество. Когда родился Иисус, иудеи все еще ожидали прихода обещанного Монарха и восстановления былой славы своего государства.

Интерес иудеев к родословным не исчерпывался одним только ожиданием Царя. После вступления народа в Ханаан под предводительством Иисуса Навина и завоевания Земли Обетованной вся территория была тщательно и точно разбита на участки для всех колен, кроме колена сынов Левия, которым отводились определенные города продукты в исправительные колонии. И для того чтобы узнать, где ей поселиться, каждая израильская семья должна была достоверно определить, к какому колену она принадлежит (см. Числ. 26; 34–35). Да и к исполнению священнических обязанностей допускался только тот, кто смог доказать свое происхождение от Левия. Например, по возвращении из вавилонского плена некоторые из «сынов священнических» были исключены из священства, потому что «искали своей записи родословной, и не нашлось ее» (Езд.2:61-62).

Передача наследства также требовала точного знания семейного древа (см.Руф. 3–4). Даже под римским владычеством перепись иудеев в Палестине производилась согласно родословной, как видно из того, что Иосиф и Мария должны были зарегистрироваться в Вифлееме, «потому что [Иосиф] был из дома и рода Давидова» (Лук. 2:4). Со слов иудейского историка Иосифа Флавия, в те времена многие семьи вели подробнейшие и бережно хранимые родословные списки. И даже Апостол Павел до уверования вкла- дывал большой смысл в свое происхождение «из колена Вениаминова» (см.Рим. 11:1; 2 Кор. 11:22; Фил. 3:5). Так что для иудеев принадлежность к определенному колену или семейству играла большую роль.

Интересно и важно отметить тот факт, что после разрушения храма в 70 г. по Р. Х. отследить происхождение ни одного из ныне здравствующих евреев уже невозможно. Первостепенное значение этого факта состоит в том, что евреям, которые до сих пор ждут Мессию, ни за что не удалось бы под- твердить его происхождение от Давида, а следовательно, и принадлежность к мессианской династии. Христос является последним явным претендентом на престол Давида, а следовательно, и последним звеном в мессианской родословной.

Матфей излагает родословную по нисходящей, начиная ее от Авраама, упоминая Давида, Иосифа и заканчивая Иисусом, называемым Христом.

А Лука представляет ее по восходящей, начиная от Иисуса, проводя через Давида, Авраама и заканчивая Адамом и Богом (Лук. 3:23-38). По-видимому, у Луки семейное древо определяется по линии Марии, и Илий в Лук.3:23 является тестем Иосифа (зачастую называемым просто отцом), а значит, родным отцом Марии. Матфей стремился подтвердить право Иисуса на престол, показав Его происхождение от Давида по линии Иосифа — Его законного, хотя и не родного отца. А Лука намеревался проследить кровное родство Иисуса по линии матери, таким образом подтвердив Его физическое происхождение от Давида. Матфей прослеживает царскую линию через Давида и Соломона — сына и наследника Давида на престол. Лука же ведет царскую линию через Нафана, другого сына Давида. Таким образом, Иисус был кровным потомком Давида по линии Марии и законным потомком по линии Иосифа. Поэтому с генеалогической точки зрения Иисус имел полное право на престол Давида.

Важно отметить, что благодаря Своему девственному рождению Иисус не просто явил чудо непорочного зачатия, но как претендент на престол избежал дисквалификации, связанной с тем, что Иосиф был потомком Иехонии (ст. 12). Из-за нечестия Иехонии (называемого также Иоакимом или Конией) Господь объявил ему, что «никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее» (Иер. 22:30). Если бы Иисус был родным сыном Иосифа, прямого потомка Иехонии, это проклятие могло бы лишить Иисуса права на престол. Формально-законная преемственность Иисуса от царя Давида, всегда передававшаяся по линии отца, досталась Ему через Иехонию и Иосифа. Однако кровная преемственность и чисто человеческое право на царство перешли к Нему от Марии, которая не была потомком Иехонии. Таким образом, проклятие Иехонии было обойде но, а царские привилегии — сохранены.

“Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова” (Мф.1:1)

Матфей приводит краткую запись родословия (генезис, «начало, происхождение») Иисуса Христа.

Имя Иисус происходит от греческого эквивалента еврейского слова Иешуа, или Иегошуа, что означает «Иегова (Яхве) спасает».

Так ангел повелел Иосифу наречь Сына, чудесным образом зача того обрученной ему женой Марией, потому что Родившийся от нее действительно «спасет людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21). Христос — это греческая форма еврейского слова Машиах (букв. Мессия), что означает «помазанник». В Израиле над пророками, священниками и царями совершалось помазание, а Иисус был помазан на служение пророка, священника и царя одновременно. Он был Помазанником с большой буквы, тем самым Мессией, Которого иудеи так долго ждали как своего Монарха и Избавителя.

Однако из-за неверия и непонимания Писаний многие иудеи не признали в Иисусе Христа, Мессию. Некоторые отвергли Его просто потому, что знали Его родителей. Когда Иисус вернулся домой, в Назарет, Он «учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: „Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? Не Его ли мать зовут Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры Его не все ли между нами?“» (Матф. 13:54-56).

В другой раз уже жители Иерусалима говорили об Иисусе: «Не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; когда же придет Христос, никто не будет знать, откуда Он» (Иоан. 7:26-27).

А через короткое время «многие из народа, услышав эти слова, говорили: „Он точно пророк“. Другие говорили: „Это Христос“. А иные говорили: „Разве из Галилеи Христос придет?“» (Иоан.7:40-41)

А некоторые, кто был лучше знаком с Писанием, но не знал о происхождении Иисуса и месте Его рождения, восклицали: «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? » (ст. 42).

Родословная раскрывает царское происхождение Мессии. Матфей не посвящал читателя в жизнеописание каждого из приведенных здесь людей, он лишь показал, что в жилах Христа течет царская кровь.

Милосердный Царь

Но, несмотря на это, из приведенной Матфеем родословной мы узнаем не только о происхождении Иисуса. В ней мы видим чудесное отражение Божьего милосердия. Иисус был послан Богом милосердия, чтобы стать Царем милосердия. Ему предстояло быть не Царем закона и железного кулака, а Царем милосердия.

Сами Его царские регалии свидетельствуют о царственной милости. А те, кого Он избрал быть Его предками, являют миру чудеса Божьего милосердия и дарят надежду всем грешникам.

Милосердие Царя и Бога, пославшего Его, проявляется в этой родословной в четырех направлениях. Мы рассмотрим их не в хронологической, а, скорее, в логической последовательности.

Божья благодать в избрании одной женщины

“Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос” (Мф.1:16)

Господь явил милость Марии, избрав ее для великой цели — стать матерью Иисуса. Хотя Мария и происходила из потомков царя Давида, она была обыкновенной, никому не известной женщиной. Несмотря на домыслы о ее собственном непорочном зачатии (чудесном зачатии Марии во чреве ее матери), она была такой же грешницей, как и все остальные люди. Вполне вероятно, что Мария значительно превосходила по нравственности и духовности многих своих современников, однако она не была безгрешной. Но Марию отличали верность и глубокая посвященность Господу, что видно из ее смиренного и послушного ответа ангелу (Лук. 1:38).

Мария тоже нуждалась в Спасителе, что она и признает в начале своего хвалебного гимна, часто называемого Магнификат: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей» (Лук.1:46-48). Мнение о ней как о спасительнице рода человеческого и посреднице между Богом и людьми совершенно противоречит Писанию и не прослеживается в раннецерковной традиции. Подобные еретические идеи проникли в Церковь несколько веков спустя, после принятия ею языческих мифов, зародившихся в халдейских мистических религиях.

Нимрод, внук Хама, одного из трех сыновей Ноя, основал великие города Вавилон, Эрех, Аккад, Халне и Ниневию (Быт.10:10-11). И в Вавилоне возникла первая организованная система идолопоклонства, связанная со строившейся в нем башней. Жена Нимрода, Семирамида, стала первой жрицей идола, а Вавилон стал источником всякого зла в религиозном плане. В последние дни земной истории на челе «великой блудницы» будет начертано:

«ВАВИЛОН ВЕЛИКИЙ, МАТЬ БЛУДНИЦАМ И МЕРЗОСТЯМ ЗЕМНЫМ» (Откр. 17:5).

Когда Вавилон был разрушен, его жрец бежал в Пергам (или Пергамос, названный в Откр. 2:13 городом, «где престол сатаны»), а затем в Рим. А к четвертому столетию по Р. Х. многое из римского многобожия потихоньку просочилось в Церковь. Оттуда пришли идеи о Великом посте, о непорочном зачатии Марии и о том, что она якобы «царица небесная». Согласно языческим мифам, Семирамида была чудесным образом зачата от солнечного луча, а ее сын, Фаммуз, был убит и воскрес после сорокадневного поста его матери (отсюда Великий пост). Подобные легенды получили хождение и в других религиях древнего мира. Семирамиду в разных народах называли по-разному: Астарта, Изис, Афродита, Венера и Иштар. Фаммуз также известен под разными именами: Ваал, Осирис, Эрос и Купидон.

Эти языческие культы начали проникать в Израиль за много веков до рождения Христа. Именно к Иштар, «богине неба», призывали обратиться упорствующие в своем нечестии израильские изгнанники в Египте (Иер.44:17-19 ср. 7:18). Находясь в вавилонском плену вместе с другими иудеями, Иезекииль получил видение от Господа о «мерзостях», которые некоторые израильтяне совершали даже в иерусалимском храме, включая «плач по Фаммузе» (Иез.8:13-14). Отсюда истоки происхождения материнско-сыновнего культа, который не оставил в стороне даже Марию, мать Иисуса.

Библия ничего не говорит о благодати, которую нужно искать у Марии.

Библия говорит лишь о том, что Мария получила благодать от Бога. Она была преемницей, но отнюдь не даятелем благодати. Буквальный перевод слова «благодатная» в Лук.1:28 — «наделенная благодатью». Как и все падшее человечество, Мария нуждалась в Божьей благодати и спасении.

Потому-то она и «[возрадовалась] о Боге, Спасителе [ее]» (Лук. 1:47). Ей выпала особая мера Божественной благодати — стать матерью Иисуса, однако сама по себе она никогда не являлась источником благодати. Божье милосердие избрало обыкновенную грешницу для ни с чем несравнимой чести — произвести на свет Мессию (Христа).

Божья благодать в потомках двух людей

“Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова” (Мф.1:1)

Как Давид, так и Авраам были грешниками, однако по милости Божьей они стали предками Мессии, Христа.

Давид страшно согрешил, впав в прелюбодеяние с Вирсавией, и еще более усугубил свой грех, приказав убить ее мужа Урию, чтобы потом жениться на ней. К тому же, будучи воином, Давид обагрил свои руки кровью многих людей, и потому Господь не позволил ему построить храм (1 Пар. 22:8).

Давид — классический пример плохого отца, не сумевшего правильно воспитать своих детей, один из которых (Авессалом) даже пытался свергнуть его с престола путем вооруженного восстания.

Авраам, хотя и был человеком великой веры, дважды солгал о своей жене Сарре. Из страха за свою жизнь и недостатка упования на Господа, он дважды сказал языческим царям, что она его сестра (Быт.12:11-19;20:1-18). Тем самым он опозорил Сарру, себя самого и Бога, в Которого верил и Которому должен был служить.

Однако же Господь сделал Авраама отцом избранного народа Израиля, из которого должен был произойти Мессия. А Давиду Он предначертал стать основателем царской династии, к которой будет принадлежать Мессия. Иисус был Сыном Давида по царской линии и Сыном Авраама по национальной принадлежности.

Божья благодать излилась также и на потомков Давида и Авраама. Исаак был дитем обетования и прообразом жертвенного Спасителя, проявив готовность добровольно отдать себя в жертву Господу (Быт.22:1-13). А имя его сына Иакова (позже переименованного в Израиля) навеки закрепилось за избранным народом. В свою очередь, сыновья Иакова (Иуда и его братья) стали родоначальниками двенадцати колен Израилевых. Все эти люди не были без греха и порою оказывались слабыми и неверными, однако Господь оставался верным. И Его милосердие никогда не оставляло их, даже в моменты обличений и наказания.

Соломон, сын и преемник Давида на престол, был человеком миролюбивым и мудрым, но он также совершал неразумные поступки. Соломон посеял горькие семена социального и духовного разложения, взяв себе сотни жен, большинство из которых были из самых разных языческих государств древнего мира. Они отвратили от Господа и сердце самого Соломона, и сердца многих израильтян (3Цар.11:1-8). Единство Израиля пошатнулось, и вскоре царство разделилось. Но царская династия не исчезла, так что Божье обетование Давиду в конечном итоге исполнилось. Божье милосердие победило.

При внимательном взгляде на потомков и Авраама, и Давида (ст. 2-16) можно увидеть, что среди них были люди неверные, аморальные, порою впадавшие в идолопоклонство или отступничество. Однако даже по отношению к ним Господь никогда не отступал от Своего милосердия. Иисус Христос, Сын Давидов, Сын Авраамов, пришел для того, чтобы исправить недостатки и их самих, и всех их потомков, свершив то, чего они никогда не смогли бы достичь своими силами. Царь милосердия явился в роду двух грешников.

Божья благодать в трех исторических эпохах

“Итак, всех родов от Авраама до Давида — четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон — четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа — четырнадцать родов” (Мф.1:17)

В заключительной части родословной мы видим действие Божьей благодати в трех периодах, или эпохах, истории Израиля.

Первый период, от Авраама до Давида, — это эпоха патриархов, Моисея, Иисуса Навина и судей. Это время странствий, рабства в чужой земле, время избавления, заключения завета с Богом и принятия Закона, а также время завоеваний и побед.

Второй период, от Давида до переселения в Вавилон, — это эра монархии, когда Израиль, потребовав себе царя, как это было у прочих народов, неожиданно для себя обнаружил, что цари гораздо чаще уводят от Бога и ввергают народ в беду, чем приводят к Богу, к миру и процветанию. Это было время почти не прекращающегося упадка, разложения, отступничества и горести. Израиль терпел военные поражения; он пережил вражеские завоевания, насильственное изгнание из своей земли и разрушение Иерусалима и храма. И только при Давиде, Иосафате, Езекии и Иосии в Израиле можно увидеть проблески благочестия.

Третий период, от переселения в Вавилон до Христа, — это рабство, изгнание, разочарование и горькое ожидание. Большинство из названных Матфеем в этом периоде людей — от Салафииля до Иакова, отца Иосифа, — никак иначе, вне этого списка, нам не известны. Это эпоха, окутанная мраком и характеризующаяся крайней непоследовательностью. Это смутное время Израиля.

И тем не менее Божья благодать не прекращала действовать в народе во все три периода. Национальная родословная Христа носит смешанный отпечаток славы и бесславия, геройства и бесчестия, известности и безвестности.

Израиль сначала процветает, затем рушится, утверждается в своем отступлении и, наконец, отвергает и приговаривает к смерти посланного Богом Мессию. Но Бог в Своем поистине безграничном милосердии все же посылает Мессию через этот народ.

Божья благодать в избрании четырех отверженных 

“Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон ро- дил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида, царя. Давид, царь, родил Соло- мона от бывшей за Урией”(Мф.1:3-6)

Родословная Христа у Матфея, кроме всего прочего, показывает нам действие Божьей благодати в избрании четырех изгнанниц (единственных женщин в этом списке, не считая Марии), через которых придет Мессия, Великий Царь. Эти женщины являют собой исключительный образец Божьей милости и по этой причине упомянуты в родословной, которая обычно содержит только имена мужчин.

Первой была хананеянка Фамарь, невестка Иуды. Господь отнял жизнь у ее мужа Ира, а также у его младшего брата Онана за их крайнюю развращенность. Тогда Иуда пообещал молодой бездетной вдове, что его третий сын, Шела, когда подрастет, возьмет ее замуж и вырастит детей в память о погибшем брате. Когда же он не сдержал своего слова, Фамарь переоделась блудницей и склонила Иуду к половой близости. От этого незаконного союза родились два сына: Фарес и Зара. Эта неприглядная история описывается в 38-й главе Бытия. Как видно из родословной, Фамарь и Фарес вместе с Иудой вошли в мессианскую династию. Несмотря на блуд и кровосмешение, Божья благодать распространилась на этих поистине недостойных людей, включая отчаянную и хитрую языческую распутницу.

Вторая изгнанница — тоже женщина и тоже язычница. Она также была повинна в блуде, но, в отличие от Фамари, для нее это было профессией. Раав, жительница Иерихона, помогла двум израильтянам, посланным Иисусом Навиным на разведку города. Чтобы спасти шпионов, ей пришлось лгать слугам иерихонского царя; однако благодаря ее почтению к Господу и доброму отношению к Его народу, Бог сохранил ее и всю ее семью во время осады и взятия города (И.Нав. 2:1-21; 6:22-25). Божья милость не только сохранила ей жизнь, но и включила ее в мессианскую династию, где она стала женой Салмона и матерью праведника Вооза, прадедушки царя Давида.

Третья женщина — Руфь, жена Вооза. Подобно Фамари и Раав, Руфь тоже была язычницей. По смерти своего мужа, еврея, она вместе со свекровью, которую звали Ноеминь, переселилась в Израиль. Руфь была искренней, благочестивой и любящей женщиной, от всего сердца уверовавшей в Господа как своего Бога. Ее собственный народ (моавитяне) появился в результате кровосмесительного союза Лота со своими незамужними дочерьми. Чтобы восстановить потомство, — а у них не было мужей или братьев, — каждая из сестер по очереди спаивала отца и спала с ним. В итоге, у старшей дочери родился сын по имени Моав, праотец народа, который долгое время оставался злейшим врагом евреев. Израильтянин по имени Махлон, женившись на Руфи, нарушил закон Моисея (Втор.7:3; ср.23:3; Езд.9:2; Неем.13:23) Многие иудейские авторы склоняются к мысли, что его ранняя смерть, как и смерть его брата, была следствием Божьего суда за непослушание. Хотя Руфь и была моавитянкой, не имевшей права выходить замуж за израильтянина, милость Господа не только приняла ее в народ Божий, но и, в конечном итоге, включила в царскую родословную. Руфь вышла замуж за Вооза и стала бабушкой величайшего из царей израильских — Давида.

Четвертая женщина — Вирсавия. В родословной не названо ее имя, лишь сказано, что она — жена Давида, некогда бывшая замужем за Урией. Как уже упоминалось, Давид совершил с ней прелюбодеяние, затем сделал так, чтобы ее муж погиб на войне, и спокойно женился на ней. Сын, родившийся от прелюбодеяния, умер в младенчестве, но следующий их сын, Соломон (2Цар.11:1-27; 12:14,24), стал преемником Давида на престол и продолжателем мессианского рода. Благодаря Божьему милосердию, Вирсавия стала женой Давида, матерью Соломона и вошла в родословную Мессии.

Родословная Иисуса Христа — это не просто список древних имен и даже не просто список земных предков Иисуса. Это замечательное свидетельство Божьего милосердия и характера Его Сына, Иисуса Христа, Который был другом грешников и Который «пришел призвать не праведников, но греш- ников» (Матф. 9:13). Если же Он по благодати Своей призвал грешных людей стать Его предками, то стоит ли удивляться, что Его благодать и по сей день зовет грешников стать Его сыновьями? Царь, о Котором идет здесь речь, поистине есть Царь благодати! 

С уважением Андрей

Оставить комментарий

Дешевые авиабилеты

Подпишись на RSS
Подпишись на Email:
Delivered by FeedBurner
Этот домен продается здесь: telderi.ru, и еще много других